ВШСИ МФТИ уже шестой год объединяет лучших инженеров ведущих предприятий из разных уголков нашей страны. Заряженные и настроенные будущие системные инженеры с головой погрузились в процесс обучения.

На классном часу первокурсники познакомились с основными дисциплинами программы «Прикладной системный инжиниринг», узнали о практических проектах, которые предстоит выполнять как индивидуально, так и в группах, а также о насыщенности программы обучения.

Курс «Системный инжиниринг — введение», который читает заместитель главного инженера дизайн-центра Боинг Александра Бородкина, был первым в рамках дисциплины «Системный инжиниринг» Студенты ознакомились с основными понятиями системного инжиниринга, и увидели, как с его помощью можно решать практические задачи. Венцом же стало посещение конструкторского центра Боинг в России, где представители дирекции центра рассказали об исторических вехах развитии компании, конструкторских особенностях проектирования самолетов Боинг и новых космических проектах корпорации.

Блок дисциплины «Системный инжиниринг» продолжил курс «Разработка инжиниринговых систем» под руководством заместителя генерального директора по науке АО «Российские космические системы», доктора технических наук, профессора Алексея Романова. Студенты ознакомились с основными принципами системного проектирования техники, коснулись жизненного цикла проекта создания системы и рассмотрели вопросы архитектуры и функционального анализа системы.

С ключевыми элементами и практическими инструментами маркетинга слушателей знакомил генеральный директор «АО РТИ» Максим Кузюк. В рамках курса «Маркетинг и стратегия наукоемких технологий» он продемонстрировал использование подходов и принципов маркетинга на примерах реальных высокотехнологичных компаний. Теперь студентам необходимо будет использовать все полученные навыки и знания для отработки многочисленных практических заданий.

В курсе «Экономика, организация и управление технологическими инновациями» профессора Виктора Паламарчука студенты научились анализировать финансовое состояние технологичных компаний, разобрались в терминах, понятиях и принципах финансового анализа, а затем применили полученные знания для решения кейсов по финансовой отчетности.

На занятиях по курсу «Инструменты планомерного создания инноваций на предприятии, ТРИЗ» мастера ТРИЗ Александра Кудрявцева студенты узнали о структуре инструментов и средствах поддержки при поиске новых решений и углубленном анализе задач, методических средствах поддержки инноваций на предприятии. Студенты отработали ряд навыков на реальных задачах из своей производственной практики и получили большое проектное задание, итоги которого будут подводиться в начале следующего семестра.

Старший преподаватель кафедры философии МФТИ Олег Храмов в рамках курса «История, философия и методология естествознания» в форме интерактивного обсуждения познакомил студентов с основными философскими парадигмами и подходами, активно вовлекая слушателей в диалог и полемику.

Как совладать со своими эмоциями? Как определить эмоции других людей? Как руководителю выстроить рабочий процесс для максимальной эффективности? На все эти вопросы отвечает курс «Эмоциональный интеллект» кандидата педагогических наук и профессионального бизнес-тренера Ольги Дивненко. Студенты научились анализировать свои механизмы возникновения эмоций, познакомились с инструментами для формирования в себе и своих сотрудниках нужных эмоциональных состояний и, конечно, узнали, как распознавать эмоции других людей.

Первым путешествием для студентов ВШСИ МФТИ стала экскурсия в научный центр “Сколково”. Ректор Сколковского института науки и технологий академик Александр Кулешов в своем выступлении поговорил о тенденциях мировой и российской науки, рассуждал со слушателями о протекающих в российской науке процессах, а также отметил необходимость формирования нового подхода к инженерному образованию. Студентам ВШСИ МФТИ была предоставлена возможность ознакомиться с разработками лаборатории по проектированию, производственным технологиям и материалам. Ребятам показали PLM-лабораторию, в которой решаются задачи, связанные с применением методов сквозного проектирования и управления жизненным циклом изделия. Сотрудники лаборатории робототехники продемонстрировали свои разработки, неизменно занимающие призовые места на крупнейших международных соревнованиях.

Еще одной остановкой для первокурсников ВШСИ МФТИ стал «Российский квантовый центр» (РКЦ). Бизнес-ассистент руководителя центра Максим Острась напомнил слушателям основы квантовой механики, рассказал о проектах, которые реализует РКЦ, а также мировых и российских успехах в создании квантовых компьютеров – символов ближайшей научно-технической революции. После лекции студенты смогли воочию пронаблюдать научную «кухню» центра. В рамках экскурсии инженеры посетили лабораторию квантовой оптики, лабораторию квантовых симуляторов и лабораторию сверхчувствительных сенсоров магнитного поля для медико-биологических применений.

В рамках мастер-класса «300 лет истории российского инженерного образования» генеральный директор НИИ «ЭСТО», а также историк науки, техники и образования, кандидат философских наук Дмитрий Сапрыкин рассказал слушателям об истории развития инженерного образования и принципах, заложенных в основу российского физико-технического образования. Не забыл и сравнить с темпами развития инженерного образования за рубежом и обсудил с будущими системными инженерами их роль в формировании российской инженерной культуры.

При выполнении межсеместрового задания «Демонстрационный прибор» ребята работали в командах над созданием прототипа демонстрационного прибора для школьного кабинета физики, наглядно иллюстрирующего принципы радиосвязи и передачи информации посредством радиоволн. Жюри предстояло выбрать из четырех концептуально различных вариантов. Студенты подготовили учебно-методические материалы, инструкции по проведению работ, а также продемонстрировали экономический расчет для мелкосерийного производства. Своими пожеланиями и предложениями по улучшению прототипов для создания опытных образцов поделился преподаватель физики Жабин Сергей. Следующий шаг – создание опытного образца, осуществляющего весь заявленный функционал с учетом пожеланий и рекомендаций членов комиссии.

В этот году задание «Розыгрыш» было приурочено к международному дню связиста. Каждая команда по-разному подошла к выполнению задания. Со студентами МФТИ внезапно связывались кофейные автоматы, картины и даже земноводные, а кое-где связист и вовсе отсутствовал, оставив свою рацию на виду у недоумевающих прохожих. Победители были вознаграждены призами и аплодисментами.

Студентам предстоит пройти непростой, но увлекательный путь, прежде чем они станут системными инженерами. Но уже сейчас они начнут смотреть на многие процессы производства с новой точки зрения и применять полученные знания во благо предприятия!