Магистерская программа «Прикладной системный инжиниринг» начала новый образовательный виток и 6 октября 2014 года встречала в стенах ВШСИ МФТИ второй набор студентов. На первый модуль обучения приехали наши новые «первоклассники». Наконец-то мы увидели их всех вместе! Новые лица, новый коллектив! Какие они? Как проявят себя в новом для себя статусе?
Мы знаем, что отобрали лучших. Поэтому не побоялись сразу устроить им маленький челлендж: первый день, первая пара – Иностранный язык. Do you speak English? На этот вопрос мог быть только один ответ: Yes, of course – с истинными леди кафедры иностранных языков иначе нельзя. 🙂
После английского ребят ждал курс «Инструменты планомерного создания инноваций на предприятии (ТРИЗ)». Вице-президент международной ассоциации ТРИЗ Александр Кудрявцев на протяжении двух недель раскрывал секреты целенаправленного создания инноваций, объясняя, как можно поставить на поток такую, совершенно не поддающуюся какому-либо регулированию деятельность, как изобретательство. Курс научил по-новому мыслить и смотреть на привычные вещи, решать задачи, которые раньше казались невыполнимыми – так отзывались студенты после занятий с А. Кудрявцевым.
Апофеозом дня стал классный час с директором Центра ВШСИ Григорием Бубновым.
Он поведал новоиспеченным студентам МФТИ об их планах на ближайшие два года, рассказал о курсах программы, их взаимосвязи и междисциплинарности, подвел к концепции программы «Прикладной системный инжиниринг» – подготовка Инженеров с большой буквы, способных координировать высокотехнологичные современные разработки, руководить людьми, создавать команды, просчитывать и оценивать экономический эффект. Именно это и было положено в основу первых групповых домашних заданий – организация розыгрыша и создание действующего прототипа прибора для демонстрации термоэлектрического эффекта школьникам на уроках физики.
Невероятно длинный первый день закончился лекцией по курсу «Маркетинг и стратегия наукоемких технологий» руководителя базового предприятия, генерального директора холдинга «Авиационное оборудование» Максима Кузюка. На улице уже давно спустилась промозглая осенняя тьма, но несмотря на поздний час и насыщенный день, казалось, что ребята бодры и веселы. На лицах не было ни тени усталости, а в глазах читался неподдельный интерес. А на утро снова в бой, в новую череду курсов: «Системный инжиниринг – введение» под чутким руководством заместителя главного инженера компании Боинг в Москве Александра Бородкина, «Экономика, организация и управление технологическими инновациями» доктора экономических наук, профессора, Виктора Паламарчука, «История, философия и методология естествознания» от физика и лирика в одном лице – доктора философских и кандидата физико-математических наук, Аркадия Липкина.
Но и это еще не все. Немалую долю лирики в учебные будни внес руководитель Школы невербального коучинга, профессор Стюарт Хеллер. Разработчик модуля системного лидерства в рамках образовательной программы NASA, Стюарт Хеллер прекрасно знаком с аудиторией системных инженеров и не понаслышке знает, с какими трудностями им приходится сталкиваться в ходе своей профессиональной деятельности. Именно поэтому в рамках своего курса «Эмоциональный интеллект» он поделился с ребятам приемами, которые будут способствовать превращению в по-настоящему эффективных лидеров.
Ну а воочию посмотреть на лучшие образчики эффективных лидеров наши студенты смогли в ходе мастер-классов. В научно-технологическом инновационном комплексе в Сколково президент “Сколковского института науки и техники” профессор Эдвард Кроули прочитал ребятам лекцию о системном мышлении, на простейших примерах объяснил, как с его помощью можно генерировать новые потребительские качества и предсказывать появление новых тенденций в технологиях. Двумя днями позже состоялась поездка в Конструкторский центр Боинг в Москве, где состоялась экскурсия, знакомство с сотрудниками центра, историей возникновения, проектами.
Завершил череду мастер-классов уникальный человек, заместитель генерального директора по экономике и финансами ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» Павел Попов.
Он прочитал лекцию об эффективности операционной деятельности, опираясь на примеры собственного профессионального опыта, и по-настоящему заинтересовал и даже заинтриговал будущих системных инженеров. А разве можно остаться равнодушным к рассказу о модернизации за короткий срок старого советского завода им. М.В. Хруничева на манер компании Илона Маска SpaceX, которая, на сегодняшний день, является, одним из самых амбициозных проектов XXI века. От таких историй захватывает дух и резко возрастает уровень патриотизма в крови.
И вот он долгожданный последний день, время, когда студенты представили на суд строгого жюри свои первые командные работы. Все команды подошли к выполнению домашних заданий максимально ответственно. С команжным заданием «Розыгрыш» справилась только команда № 2, что принесло ей пальму первенства и новенький квадрокоптер, который навеки связал узами победы ее участников.
А защита результатов командного задания «Прототип демонстрационного прибора, основанный на термоэлектрическом эффекте для школьного кабинета физики» вызвала оживленные дискуссии. Термоэлектрический эффект был показан, однако, ни одной из команд не удалось «продать» свой агрегат учителю физики. В результате, высокочтимое жюри не смогло выявить победителя и справедливо отправило «чудо-приборы» на доработку. Теперь, судя по всему, ребятам придется набить некое количество шишек, чтобы по-настоящему сплотиться в эффективные команды в условиях удаленности, и, с учетом всех замечаний по проекту, представить к следующему приезду наглядный и дешевый прибор, способный вызвать неподдельный интерес школьников и облегчить жизнь учителей физики.
Но кажется, что за эти две недели без сна высказаны масса идей, испробованы десятки вариантов и сделано все возможное… лучше уже нельзя!
Последнее занятие по философии привело мысли в порядок, заставило задуматься о вечном и отложить решение задачи на некоторое время.
По возвращении домой, после отдыха и радости близких, проснешься вдруг с невероятной пустотой в голове, абсолютным вакуумом, в котором начнется неведомый гармоничный процесс рождение мысли, одной, второй, третьей, …. новых, гениальных, глубоких мыслей, которые сформируются в голове и воплотятся в нечто удивительно-непредсказуемо-фантастически новое в руках будущего Системного инженера!