Традиционно осенью ВШСИ МФТИ принимает в своих стенах первокурсников. С радостным волнением приступили к занятиям молодые инженеры – студенты ВШСИ МФТИ, приехавшие из разных городов нашей страны.
На классном часу директор центра ВШСИ МФТИ Григорий Бубнов познакомил слушателей с основными дисциплинами программы «Прикладной системный инжиниринг», рассказал о практических проектах, которые предстоит выполнять студентам в группах и индивидуально, а также о насыщенности и сложности программы обучения и пожелал ребятам успехов.
Обучение началось с курса мастера ТРИЗ Александра Кудрявцева. На занятиях ребята узнали о cтруктуре инструментов и средствах поддержки при поиске новых решений и углубленном анализе задач, методических средствах поддержки инноваций на предприятии. Студенты отработали ряд навыков на реальных задачах из своей производственной практики и получили большое проектное задание, итоги которого будут подводиться в начале следующего семестра.
Курс «Системный инжиниринг – введение» Александра Бородкина начался со знакомства с понятиями и определениями системного инжиниринга, его ключевыми особенностями, далее ребята познакомились с практическими аспектами системного инжиниринга и решениями типовых практических задач. Одним из ярких моментов обучения стало посещение конструкторского центра Боинг в России, где представители дирекции центра рассказали слушателям о конструкторских особенностях проектирования самолетов Боинг и новых космических проектах корпорации.
Много положительных эмоций и заряда энергии подарил ребятам курс английского языка. Свои знания в этом предмете студенты могли попрактиковать на курсе «Эмоциональный интеллект» профессора Стюарта Хеллера, руководителя Школы невербального коучинга, имеющего опыт работы с инженерами Apple, NASA и другими. Слушатели получили набор инструментов, которые позволят им осознавать и управлять эмоциями для успешного взаимодействия с коллегами и руководством. Ребятам предстоит отработать полученные навыки на практике, так как к ним, как будущим лидерам, уже пришло понимание о важности владения системным мышлением.
На занятиях по курсу «Экономика, организация и управление технологическими инновациями» профессора Виктора Паламарчука студенты узнали, как проанализировать финансовое состояние технологичной компании, что такое корпоративная финансовая политика и управленческий учет, и попрактиковались в решении кейсов по финансовой отчетности.
Доктор философских и кандидат физико-математических наук Аркадий Липкин рассказал слушателям об истории философии и науки от античности до Нового времени в рамках курса «История, философия и методология естествознания». Студенты стали лучше понимать закономерности развития науки и техники, принципы философского подхода к процессам и тенденциям развития современной науки.
Уникальная возможность посещения инновационного центра “Сколково” помогла ребятам прикоснуться к миру современной науки. Ректор Сколковского института науки и технологий академик Александр Кулешов рассказал слушателям о тенденциях мировой науки, о процессах, протекающих сегодня в российcкой научной среде, о необходимости менять систему инженерного образования в России, формировать современную инженерную культуру, а также о новом цифровом поколении Z. Александр Кулешов отметил необходимость удвоенно трудиться на благо Отечества, чтобы преодолеть разрыв, который отделяет Россию от западной инженерии. Студентам ВШСИ МФТИ была предоставлена возможность ознакомиться с разработками лаборатории фотоники, робототехники, а также PLM (product lifecycle management) лаборатории, в которой внедрены современные технологии создания сложных машиностроительных изделий. Ребятам рассказали как в PLM-лаборатории решаются задачи, связанные с применением методов сквозного проектирования и управления жизненным циклом изделия.
Доктор технических наук, профессор Алексей Романов, в рамках курса «Разработка инжиниринговых систем», познакомил студентов с основными понятиями и особенностями системного проектировния техники, подробно рассмотрел фазы жизненного цикла технической системы, представил Генеральный график управления проектом Роскосмоса. Ребята узнали из «первых рук», от практика с большим опытом, как проектируются новые системы, как строятся процессы в проектах системных разработок.
На занятиях по курсу «Маркетинг и стратегия наукоемких технологий» Максим Кузюк рассказал слушателям о ключевых элементах и инструментах маркетинга и стратегии, запуске новых продуктов, познакомил с практическими инструментами маркетинга. Он подчеркнул важную роль маркетинга в процессе управления деятельностью предприятия и отметил особенности разработки стратегии в сфере технологий. Ребята получили много пактических заданий, на отработке которых им предстоит применять полученные знания и навыки.
При выполнении межсеместрового задания «Сувенир» ребята работали в командах над созданием прототипа оригинального сувенира ВШСИ МФТИ с использованием принципа астролябии. На суд жюри были представлены четыре креативных прототипа сувенира. Студенты провели экономические расчеты затрат на малосерийное изготовление изделий и предложили на рассмотрение комиссии сувениры с различными полезными функцями. Перед жюри была поставлена непростая задача определить победителей, поэтому было принято решение пропустить на следующий этап сразу два проекта.
В завершении занятий ребят ждал веселый конкурс – розыгрыш на тему 60-летнего юбилея запуска первого спутника Земли. Все команды креативно подошли к выполнению этого задания. Было много шуток и смеха как при его подготовке, так и во время демонстрации. Спутники студентов то «приземлялись» на припаркованные машины, то коварно не следовали за ракетами, то приобретали невиданные формы, то просто были невидимы. Победители получили памятные призы.
Незаметно пролетели две недели занятий, вот и настало время прощаться. Заряженные новой энергией, с новыми силами и знаниями вернутся к себе на предприятия первокурсники ВШСИ МФТИ. Многие их них начнут смотреть на рабочие процессы с точки зрения системного инженера. Пожелаем им успехов!