Статья из электронного издания «НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ РОССИИ – STRF.ru».
В МФТИ открылась Высшая школа системного инжиниринга. На магистерскую программу в этом году планируют набрать 50 человек – из числа работающих на российских предприятиях инженеров и конструкторов. Чему и как их будут учить, журналу S&T RF рассказывает директор Школы, ректор Московского технологического института, один из лидеров организации выпускников МФТИ «Физтех-Союз» Григорий Бубнов.
Григорий Бубнов: «В России ещё не сложилось понимание об отдаче вложений в развитие и образование перспективных людей»
Как возникла идея создать Школу инжиниринга?
– История такая. Некоторое время назад появилась организация «Физтех-Союз», в которую вошли многие выпускники МФТИ: Александр Абрамов, Андрей Иващенко, Сергей Белоусов, Юрий Алашеев, Вадим Якунин, я… Мы помогаем Физтеху реализовывать или координировать различные проекты, которые способствуют его развитию. Потому что каждый из нас уже по опыту знает, что Физтех – один из самых лучших вузов, и не только в России. Когда я присоединился к Союзу, то начал вовлекать своих товарищей по институту. Одним из них стал Максим Кузюк, в прошлом году занявший пост генерального директора концерна «Авиационное оборудование» в «Ростехе». В это объединение входит 36 предприятий аэрокосмической отрасли. Мы встретились с Максимом в Физтехе, чтобы обсудить направления, которые в институте не затронуты и которые мы могли бы помочь развить. Максим предложил создать программу для «перезагрузки» талантливых молодых инженеров.
За последние 25 лет стандарты инженерных разработок трансформировались. А наши специалисты продолжают работать по стандартам 80-х годов. И это создаёт конкурентное отставание, поскольку высокотехнологичные разработки требуют интеграции с компаниями и производителями по всему миру. Если вы следите за разработкой Sukhoi Superjet или МС-21, нового среднемагистрального самолёта, то знаете, что для создания в короткие сроки новых изделий, будь то автомобили, самолёты или космические корабли, необходимо формировать международные альянсы. Я считаю, что России необходимо совершить резкий скачок, чтобы научиться работать по стандартам, которые использует сегодня мировое сообщество и ведущие компании – «Боинг», Airbus и другие.
Каких знаний и навыков не хватает российским инженерам?
– Наши заказчики испытывают дефицит в высококвалифицированных руководителях проектов по разработке сложных инженерных систем, а также в специалистах по их внедрению. Современные авиастроители, разработчики оборонной продукции, автомобилей должны уметь «интегрировать» оборудование, причём оборудование с совершенно разными технологиями, материалами и назначением: от электронных блоков управления до сложных механических агрегатов. А это требует особых знаний и навыков. Чтобы определить, как готовить таких специалистов, мне пришлось проделать очень большую работу. Я лично интервьюировал потенциальных магистрантов из числа молодых инженеров и разработчиков на предприятиях. В результате была определена «средняя температура по больнице» среди тех, кто способен осилить нашу программу. Без определённого уровня фундаментальных базовых знаний в физике и математике крайне тяжело быть хорошим инженером.
Что ляжет в основу содержания программы?
– Задача создания программы технологического инженерного образования – сама по себе интересна. Когда я стал собирать информацию, то столкнулся с практически полным отсутствием чего-либо на эту тему в России. Концепцию программы разрабатывал я, Максим Кузюк и Олег Михайлов, вице-президент АНК «Башнефть», который имеет большой практический опыт – 20 лет проработал в высокотехнологичных инженерных отраслях США и Азии, защитил диссертацию в MIT, учился на инженерных курсах Калифорнийского технологического института, а также закончил MBA в Беркли.
Мы использовали то, что уже имеется в мировом опыте, и то, что необходимо индустриальному заказчику. В данном случае Максиму Кузюку. Как инициатор программы он сформулировал требования к выпускникам: какими качествами, знаниями, навыками должны обладать ведущий инженер или ведущий конструктор, которые в конечном итоге намерены стать главным инженером или главным конструктором. Т.е. не просто Инженером или Конструктором с большой буквы, способным координировать высокотехнологичные современные разработки, но ещё и умеющим руководить людьми, создавать команды, просчитывать и оценивать экономический эффект. Никому не нужна разработка, которая будет стоить миллиарды долларов, а принесёт в результате, скажем, 100 миллионов дохода. Наш выпускник должен обладать управленческими, экономическими навыками (именно в технологических организациях) и лидерскими качествами.
К разработке основных курсов, связанных с системным инжинирингом, мы решили привлечь Калифорнийский технологический институт. Вообще США – родина системного инжиниринга. Все эти вещи, в общем и целом, вышли из стандартов и разработок NASA и Министерства обороны США. Поэтому в США максимальное количество контента, курсов и методик преподавания системного инжиниринга. Нам удалось через наших товарищей договориться о сотрудничестве с Калифорнийским институтом. В ближайшее время подписываем окончательное соглашение о предоставлении основного ядра программы. Это серьёзное достижение. Половина профессуры у нас будет из-за рубежа.
Но это не просто копирование чужой программы. Часть контента, связанного с такими фундаментальными направлениями, как физика и математика, является оригинальной, российской, сформирована на базе МФТИ (отбор и обучение магистрантов соответствуют принципам легендарной «системы Физтеха»).
Кроме того, наши заказчики будут выступать и нашими экспертами по практическим проектам, а ведущие специалисты высокотехнологичных компаний из России будут давать мастер-классы.
Составив концепцию, мы привели её к стандартным требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации. Мы преподаём аккредитованную и лицензированную программу «Прикладной системный инжиниринг» по направлению 222300 «Наукоёмкие технологии и экономика инноваций». Данный ФГОС 222300 имеет более 70% вариативной части.
Одной из основных форм обучения вы собираетесь сделать проектную деятельность. В качестве преподавателей будут привлекаться специалисты с предприятий. То есть учебный процесс будет максимально приближен к практике?
– Да. Большинство курсов должны быть нанизаны на практическую работу. Это конкретный проект, который человек должен вести на своём предприятии. И завершиться этот проект должен конкретным результатом – практическим внедрением, решением и т.д. Все полученные знания сразу же будут применяться на рабочем месте.
Наша программа рассчитана на действующих инженеров и разработчиков. Раз в три месяца они будут приезжать на кампус, интенсивно заниматься, а в остальное время учиться дистанционно, выполняя свой проект. Кроме того, предусмотрен ещё ряд групповых проектов с целью тренировок работы распределённых команд и создания каких-либо разработок.
В целом программа настолько насыщенна, что требует от магистранта ежедневных 4-часовых занятий. Программа, конечно, интересная. Она направлена на подготовку особой, элитарной касты системных инженеров и руководителей самых сложных высокотехнологичных инновационных проектов. В нашей стране, да и в мире, как я думаю, таких программ немного.
Как идёт отбор магистрантов?
– Он идёт в ряде предприятий «Ростеха». Желание участвовать в ней выразили Evraz Group, «Авиационное оборудование», «Вертолёты России», «Высокоточные комплексы», «Объединённая авиастроительная корпорация». Предприятия будут платить за обучение своих сотрудников.
Чтобы поступить в школу, нужно написать мотивационное письмо, из которого было бы ясно, какие цели преследует поступающий, чего он уже добился и чего хочет добиться в своей профессиональной деятельности, и пройти вступительные испытания в магистратуру МФТИ. Они состоят из тестирования на определение уровня английского языка, а также собеседования. Собеседование – самая важная часть. Оно проводится по математике и специальности, но мы обращаем внимание и на личностные качества поступающего, и его способности в целом. Приёмная кампания начнётся 15 сентября и продлится месяц.
Как вы видите дальнейшее развитие программы?
– Я думаю, это будет зависеть от того, насколько она окажется успешной. Есть спрос осознанный и неосознанный. Приведу простой пример: я приезжаю на предприятие в город X на предприятие Y, которое производит или разрабатывает серьёзные узлы и агрегаты для серьёзной отрасли. Там работает пара тысяч человек, есть 300 инженеров-разработчиков. Т.е. предприятие ведёт серьёзную разработческую деятельность. Оборот у него десятки миллионов долларов. Но когда речь заходит о том, что на подготовку и переподготовку специалиста надо потратить 50 000 долларов, тут же срабатывает установка: «Мы никогда в жизни столько не платили за обучение!». Конечно, когда ты привык получать образование бесплатно, цифры вызывают возмущение. А на самом деле надо совершенно чётко понимать, что такая программа меньше 100 000 долларов стоить не может. Ведь одно дело базовое образование, совсем другое – если вы хотите продвинуться в конкретной области и перенять знания и опыт ведущих в этой области специалистов.
В России ещё не сложилось понимание об отдаче вложений в развитие и образование перспективных людей. Инженеры и разработчики для такого рода предприятий – абсолютно критическая компетенция. Они всё это создают.
Я думаю, что осознание придёт довольно быстро. Первый набор у нас составит 50 человек, в дальнейшем увеличится. Мы предъявляем к своим магистрам очень высокие требования. Мало того, что это должны быть сообразительные и понимающие молодые ребята, так они ещё должны хотеть учиться. А это будет безумно сложно.
Источник – электронное издание «НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ РОССИИ – STRF.ru».