31 октября 2025 года в московском Национальном центре «Россия» в рамках форума Общественной палаты Российской Федерации (ОП РФ) «Сообщество» состоялась ключевая дискуссия о будущем отечественного образования. Участники форума обсудили трансформацию системы обучения, которая должна стать основным институтом социальной архитектуры и готовить лидеров технологического прорыва. Среди спикеров были представлены основатель Высшей школы системного инжиниринга МФТИ (ВШСИ МФТИ) Максим Кузюк и руководитель Школы Елена Боярова.

Модератор дискуссии, председатель комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию Наталья Кравченко обозначила ключевой парадокс: знания сегодня доступны всем, но информационное пространство переполнено противоречивыми данными. Особую остроту проблеме придаёт развитие искусственного интеллекта: он способен давать ответы, но не может воспитать в человеке совесть и эмпатию.
«В связи с этим встает главный вопрос, кто формирует человека в новом мире и какую роль здесь играет образование. Мы долго говорили о том, что образование — система подготовки кадров. В контексте достижения технологического лидерства это действительно крайне важно. Но при этом необходимо также понимать, каких людей мы формируем и какие именно инструменты способны сделать наше общество устойчивым и добрым. Чтобы образование действительно стало пространством создания общества будущего, оно должно перейти от системы передачи знаний к системе формирования человека», — подчеркнула спикер.
Заместитель министра образования и науки России Ольга Петрова обозначила ключевую задачу образования: подготовить социально ответственного профессионала, сочетающего личные таланты с ценностями служения стране. Такой выпускник должен укреплять технологический суверенитет России, что требует единства образовательных подходов при сохранении индивидуальных траекторий обучения.
Основатель ВШСИ МФТИ Максим Кузюк рассказал об уникальном образовательном проекте Высшей школы системного инжиниринга МФТИ, который готовит кадры будущего и направлен на выстраивание технологического лидерства России. По его словам, школа готовит тех самых дирижеров — пассионарных лидеров, способных решать сложные и нестандартные задачи, создавать новые системы, подходы и практики

«Мы не только готовим таких людей, но и ускоряем развитие опытных талантливых инженеров, технических лидеров в полном смысле этого слова. В нашей школе разработана особенная программа, в рамках которой талантливые студенты в обязательном порядке проходят через академические неудачи и боль ошибок при решении поставленных им задач. В итоге мы получаем людей, которые имеют широкий кругозор и способны нестандартно думать» – отметил он.
По итогам дискуссии были выявлены ключевые направления трансформации образования:
- Прежде всего, необходима смена парадигмы: от передачи знаний нужно перейти к формированию личности. Важно выработать общероссийскую систему ценностных ориентиров для педагогов и учащихся.
- Крайне значимо сочетание технического и гуманитарного образования.
- Практико‑ориентированный подход, включающий опыт преодоления трудностей, должен стать основой формирования лидерских качеств.
- Наконец, необходимо укрепить партнёрство с бизнесом, чтобы образовательные программы максимально соответствовали реальным потребностям экономики.
Форум подтвердил: лишь через такую системную перестройку образование сможет стать тем самым «ключевым институтом социальной архитектуры», который формирует общество будущего.